Методы арт-терапии и компьютерной графики для развития когнитивных навыков у детей с ОВЗ
На базе отделения дневного пребывания Муниципального учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения Октябрьского муниципального района Челябинской области» создана программа социально-бытовой адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья «Я всё смогу». В отделении дневного пребывания ежегодно формируется 14 смен продолжительностью 10 рабочих дней (две недели) для пожилых людей и инвалидов, дополнительно с данной категорией получателей социальных услуг, в отделении в каникулярное время создаются группы для оздоровления детей с ограниченными возможностями здоровья. В 2019 году в отделении дневного пребывания оздоровление прошли 22 ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, 16 из которых прошли оздоровление повторно с большим желанием и хорошим результатом.
Распорядок дня группы дневного пребывания включает медицинскую адаптацию (физиотерапию, традиционный массаж, кислородные коктейли, фиточаи), коррекционно-развивающие занятия, развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных наклонностей и интересов.
Помочь реализовать программу «Я всё смогу» призвана система инновационных методик, открывающих детям с ограниченными возможностями доступ в основные сферы жизнедеятельности, в ходе решения этой задачи разработаны и внедряются различные нововведения.
Учитывая, что терапия детей с ограниченными возможностями требует бережного и чуткого подхода, такой подход может обеспечить арт-терапевтический метод, который посредством художественной деятельности даёт ребёнку комфортное эмоциональное самочувствие и улучшение психологического здоровья, так как ребёнок мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще. Дети не просто рисуют, знакомятся с новыми техниками и приёмами им предлагается освоить компьютерную графику на основе графического редактора Paint. Прорабатываются реальные проблемы и фантазии, с которыми сложно работать вербально. Развивается воображение, эстетический опыт, творческое самовыражение. Повышаются адаптационные способности. Снижается утомляемость и развивается чувство внутреннего контроля.
Занятия разработаны психологом Ольгой Сычёвой, которая является сертифицированным учителем информатики, имеет большой опыт работы с детьми данной категории
В течение 10 занятий работа выстраивается следующим образом:
Первое занятие: знакомство с ребёнком, выявление его интересов, совместное творчество предложение путём использования шаблонов нарисовать любимое домашнее животное и придумать историю, некую композицию.
Второе занятие: знакомство состоялось, теперь предлагается рассказать о своих любимых цветах. Предлагается на выбор несколько разукрашек, которые нужно раскрасить:
а) по предлагаемому цветовому сценарию;
б) выбрать своё цветовое решение.
Третье занятие: знакомство с графическим редактором Paint, цветовыми возможностями редактора и созданием изображений с помощью графических примитивов. В ходе этого занятия тестируются взаимоотношения ребёнка с ближним окружением: семьёй друзьями, создаётся графическая история, в которой выражаются восприятие в виде фигур, их размера и цвета в ассоциации образа близкого человека.
Последующие шесть занятий посвящены последующему освоению навыков работы с инструментами графического редактора Paint. Педагог помогает ребёнку освоить инструменты из меню редактора, продумать историю и воплотить её в графике. Наиболее удачные работы распечатываются и размещаются на стенде. К концу смены создаётся своеобразная выставка. С работами ребят знакомятся их родители и сотрудники центра. Лучшие работы отбираются для участия в конкурсах.
Десятое завершающее занятие посвящено подведению итогов и созданию памятного коллажа из работ участников группы. По завершении курса занятий навыки, приобретённые в процессе терапии искусством ориентируют ребёнка оставаться творческой личностью, желающей жить в ладу с самим собой и социумом. Похвала, высокая оценка творческих работ, результаты участия в конкурсах повышают самооценку детей и стимулируют их к дальнейшей поисковой активности.
При повторном посещении группы работа по освоении компьютерной графики с ребёнком может быть продолжена на более высоком уровне требований, знаний, умений и навыков при котором предлагается два сценария:
-) научить другого тому, чем овладел сам;
-) создавать более интересные творческие работы.